GPS-навигаторы для леса. Карманный навигатор для рыбалки и леса

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

У вас нет специального туристического GPS навигатора и вы хотите взять в поход навигатор из автомобиля? Будет ли автонавигатор работать в лесу или в горах? Об этом в видеообзое:

Краткий итог следующий: для похода лучше использовать туристический навигатор, а автонавигатор использовать в автомобиле. Но в крайнем случае автомобильный навигатор можно взять в поход. При этом надо помнить о следующих минусах такого решения (информация обобщенная, в каждой конкретной модели могут быть свои особенности):
1. Аккумулятор автонавигатора рассчитан на очень непродолжительное время автономной работы, всего пару часов. Проблему можно решить наличием солнечной батареи или PowerBank для подзарядки.
2. Форма и габариты такого навигатора совсем не походные. Держать в руке неудобно и не в любой карман он поместится.
3. Сенсорное управление не самое лучшее решение для похода. А если еще и экран нельзя заблокировать?
4. Незащищенный корпус. Обычно автомобильные навигаторы боятся как воды, так и падений, экран запросто можно разбить о камни.
5. Программное обеспечение ориентировано в первую очередь на использование в автомобиле, а не в походе.
6. Карты адаптированы под дорожную сеть, нет возможности загружать растровые карты. Данная проблема решается установкой OSM-карт.
С учетом указанных ограничений можно сделать вывод, что автонавигатор не годится для серьезных походов, но может быть использован для походов за грибами, прогулок по лесу, походов на пикник. Такой навигатор позволит не заблудиться в лесу и вернуться обратно к машине.

Незавершенная статья...

Список разделов


Автомобильный навигатор в походе или в лесу

Сразу после включения навигатора отображается стартовая страница и начинается поиск спутников. Чтобы определить точность навигации, текущую высоту и координаты, необходимо нажать и подержать несколько секунд изображение антеннки в левом верхнем углу стартового экрана:


Сенсорный экран никак не блокируется, поэтому во время движения прибор лучше выключить (кнопка сзади), кроме того это послужит экономией заряда аккумулятора. Однако в выключенном состоянии навигация не работает, то есть записать свой трек крайне проблематично. После включения навигатора поиск спутников запускается заново.

Настройка автомобильного навигатора на пешеходный режим работы

Специального режима для работы с навигатором вне автомобиля не предусмотрено. Однако можно настроить ряд параметров так, чтобы добиться максимально комфортного использования автонавигатора навигатора в походе. Для этого на стартовой странице нажимаем по ярлыку "Настройки ".

Настройка карты

Заходим в раздел "Карта и транспортное средство ":

Меняем значок транспортного средства с машинки на треугольник. Этим значком на карте обозначается наше местоположение и направление:


В автомобильном режиме навигации традиционно используется 3D вид карты. В походном варианте такой вид неудобен, удобно видеть карту сверху, а направление карты выбрать "Север сверху ":


Выставляем параметру "Детализация карты " значение "Высокая ", это позволит отображать на карте максимальное количество элементов, хотя в дали от дорог детализация всех дорожных карт очень низкая:


В разделе "Слои карты " ставим галочку "Журнал поездки ", все остальные галочки тоже желательно выставить:


Отключаем "Автомасштаб ", он совершенно не нужен в пешеходном режиме работы навигатора:


В разделе "Мои карты " отображаются установленные карты, включаем все необходимые нам карты. Стоит отметить, что автонавигаторы Garmin Nuvi поддерживают работу только с векторными картами. Прибор продается с предустановленными картами ЗАО Навиком "Дороги России. РФ " или "City Navigator NT Russia " и бесплатными обновлениями - рекомендую обновить карты до последней версии. Можно попытаться установить карту "Дороги России. РФ. Топо " - это топографическая векторная карта с покрытием территории РФ, такая используется в туристических навигаторах Garmin, однако эта возможность не проверялась. Также можно попробовать установить карту OpenStreetMap.


Здесь нас интересует пункт "Режим расчета маршрутов ", где мы выбираем значение "Напрямик ". Такой режим позволяет прокладывать маршрут не привязываясь к дорожному покрытию:


Настройка экрана

Движимся к следующему разделу настроек - "Экран ":

Выставляем оптимальное значение яркости экрана. Не надо делать подстветку экрана слишком яркой, у нас и так аккумулятора хватит на непродолжительный срок автономной работы. Стоит отметить, что экран навигаторов Garmin Nuvi остается читаемым даже на ярком солнце.


Автомобильный навигатор Garmin Nuvi может автоматически отключать экран через заданный промежуток времени если пользователь не проявляет никакой активности в работе с ним. Но важно заметить, что в момент выключения экрана отключается и GPS-приемник, то есть трек таким образом записать не получится, а после включения кнопкой на обратной стороне прибора, поиск спутников осуществляется заново. Время до автоматического отключения экрана стоит подбирать индивидуально, я выставил значение "1 минута ":


Проделанные настройки позволят максимально комфортно использовать автомобильный навигатор Garmin Nuvi для туристического похода.

Работа с маршрутными точками

Туристические навигаторы позволяют не только просматривать карту и текущее местоположение, но и сохранять маршрутные точки, которые отображаются на карте и к которым можно проложить маршрут. Посмострим, какие возможности заложены в навигаторах Garmin Nuvi.

На стартовой странице нажимаем ярлык "Куда? " в виде большой лупы и попадаем на страницу поиска:

Местоположение Дом

В навигаторе можно задать одну выделенную точку для быстрого доступа - местоположение Дом . Для этого нажимаем кнопку контекстного меню (левый верхний угол экрана), выбираем пункт "Задать местоположение Дом " и в открывшемся меню выбираем "Текущее местоположение ":


На карте данная точка будет отображаться в виде домика. Таким образом удобно задавать местоположение своего лагеря. А выбрав на странице поиска ярлык "Домой ", получим проложенный маршрут к этой точке.

Поиск точки по координатам

Координаты наиболее важных точек можно переписывать в обычный блокнот, тем самым они не будут потеряны даже в случае неработоспособности навигатора. Чтобы проложить маршрут к точке с известными координатами надо на странице поиска выбрать ярлык "Координаты ", ввести нужные координаты в предложенную форму или же выбрать местоположение прямо на карте:


Выбор точки на карте

Можно выбрать точку на карте, прокрутив карту и нажав по нужному положению. Оно отображается в виде синего флажка. Повторное нажатие по отмеченной точке позволяет ее сохранить. Нажмите кнопку "Сохр. ", и местоположение будет добавлено в список сохраненных мест:


Сохранение текущего местоположения

Чтобы определить координаты вашего местоположения и сохранить его в памяти навигатора, нажмите на карте по стрелочке, обозначающей вашу позицию. Попадаем на страницу "Где я ". На этой странице отображаются ваши координаты, высота и кнопка "Сохр. ". Нажимаем эту кнопку, вводим имя точке, нажимаем кнопку "Готово " и текущее местоположение добавляется в сохраненные объекты:


Действия над маршрутными точками

Доступ к списку маршрутных точек возможен со страницы поиска, если выбрать в плавом меню пункт "Сохраненные ". Отображается список всех маршрутных точек с сортировкой по удаленности от нашего текущего местоположения. При нажатии на строку с нужной маршрутной точкой открывается меню действий:


Кнопка "i " позволяет просмотреть подробности для данной точки - координаты, категорию и расстояние до точки. На странице с подробной информацией контекстное меню (кнопка в левой верхней части экрана) позволяет удалить или править точку:


Рассмотрим подробнее правку маршрутной точки. Выбираем пункт меню "Правка ":

Отображается меню, позволяющее изменить имя маршрутной точки (вводится с виртуальной клавиатуры) и ее категорию (вводится или же выбирается из списка, представленного выше виртуальной клавиатуры):


Также можно изменить символ, который отображается на карте. Символ выбирается из представленного списка символов:


Если же выбрать пункт "Удалить ", то появится запрос на удаление маршрутной точки:


Для удаления сразу нескольких маршрутных точек необходимо на странице, где отображаются все сохраненные точки, выбрать пункт контекстного меню "Удалить элементы ", затем поставить галочки напротив удаляемых элементов и нажать кнопку "Удалить ". Появляется аналогичный запрос на удаление:


Работа с картой

Для доступа к карте на стартовой странице необходимо выбрать ярлык "Карта ".

Панели карты

На странице карты помимо самой карты отображается ряд информационных панелей. По умолчанию правая панель скрыта, чтобы ее отобразить, войдите в контекстное меню (кнопка в правом нижнем углу экрана) и выберите пункт "Данные поездки ":


Панель содержит три поля, если нажать по полю, то появляется список возможных отображаемых в данном поле значений, тем самым можно выставить отображение тех параметров, которые вам нужны в данный момент. Вот некоторые пункты списка:


Для походного варианта полезными могут быть пройденное расстояние, расстояние до пункта назначения, расстояние до промежуточной точки, направление, средняя скорость в движении, время остановок, время в движении, общее время, время суток, высота, местоположение и точность GPS.

Правое нижнее информационное поле (на картинке выше "Направление ") тоже настраивается:

В зависиомсти от ситуации список содержит разное количество строк. Если проложен маршрут, то дополнительно появляются такие параметры как расстояние до пункта назначения, расстояние до промежуточной точки и другие.

Левое нижнее информационное поле - "Скорость ", никак не настраивается. Но если по нему нажать, то открывается путевой компьютер:


Здесь большое количество информационных полей, порядок полей не меняется, сами поля тоже не настраиваются.

Контекстное меню путевого компьютера (кнопка в левом верхнем углу экрана) позволяет сбросить данные:


Если сбросить данные поездки, то сбрасывается скорость, время и пройденное расстояние. Это удобно делать перед началом нового перехода, если требуется замерить среднюю скорость, время или расстояние.

Это далеко не все, что стоило бы сказать про автонавигаторы в походе. Статья не была завершена по причине нехватки времени и угасания интереса к данной теме.

В прошлом десятилетии вряд ли кто мог представить туриста без гитары и тушенки, а сегодня такие люди в основном берут в походы специализированное оборудование. Обязательным спутником для них стал . Это устройство способно справляться с рядом сложных задач и может обмениваться данными с другими мобильными аппаратами. Потребности каждого индивидуальны, поэтому производителям навигаторов приходится постоянно совершенствовать поставляемые товары. Пытаясь сделать прибор наиболее эффективным и надежным, разработчики внедряют в него множество полезных функций, что по достоинству оценивается грибниками, охотниками и рыбаками.

Покупатели аксессуаров для туризма отличаются своей скрупулезностью. Заказывают они в основном проверенные временем приспособления, имеющие достаточное количество положительных отзывов. Однако потребность в новом приборе возникает намного чаще, чем хотелось бы. Причины тому могут быть следующие: приспособление повреждено после падения, было потеряно, утонуло в болоте или забыто на стоянке. Специфика представленной продукции заключается в том что приобрести такой же вариант, какой был у туриста ранее, вряд ли удастся. Поэтому приходится вникать в суть новинок и разбираться в особенностях работы современных флагманов. Представленный рейтинг, полученный на основе аналитических данных и отзывов пользователей, позволит сделать процесс покупки намного осознанней.

Модель Лучшие особенности Разрешение Время работы Диагональ экрана Цена от (руб.):
по отзывам 128x240 25 ч черно- белый 2.2 " 7 100
простой, дешевый 160x240 20 ч цветной 2.6 " 5 700
для охоты 160x240 16 ч цветной 2.6 " 22 500
для походов в лес 240x320 25 ч цветной 2.2 " 11 400
для грибников 160x240 20 ч цветной 2.6 " 10 900
портативный 160x240 16 ч цветной 2.6 " 13 400

1. - лучший gps-навигатор для ориентирования в лесу по отзывам

Память и процессор

От размера памяти, а также возможности ее расширения с помощью внешних источников зависит количество карт, которые можно будет загрузить. Не менее важна функция масштабирования, зависящая от быстродействия аппаратной части.

Корпус и аккумулятор

Оптимальным вариантом устройства будет оснащенный вместительным запасом емкости аккумулятора навигатор. Возможность поставить вместо аккумуляторов батарейки удобна во время длительных переходов.

При выборе корпуса обращается внимание на следующее: компактность, вес, ударопрочность и влагонепроницаемость. Эти параметры важны для любителей экстремальных прогулок. Большинство предпочитает компактные устройства, которые уверенно держатся в ладони или помещаются в карман.

Дополнительные функции и режимы прибора

Навигатор является сложным электронным устройством, которое оснащено процессором определенной мощности, небольшим экраном и операционной системой. По большому счету он напоминает небольшой планшет или коммуникатор, который может быть использован не только для навигации. В его дополнительные возможности входит следующее:

  • получение сведений о рыболовных объектах, лунных фазах;
  • автосохранение последнего маршрута;
  • занесение в память устройства уловистых точек на водоеме;
  • определение высоты над уровнем моря;
  • использование встроенного барометра для прогнозирования погоды.

Как известно, в большинстве обычных автонавигаторов установленна только одна программа навигации и, конечно же, это программа навигации по маршрутизируемым векторным картам (например, "Навител Навигатор","Автоспутник","СитиГид", "iGO8",...), предназначенная для использования на автомобиле в пределах населённых пунктов и автомобильных магистралей. Но всегда ли достаточно программы навигации по векторным картам для прибытия в желаемую точку маршрута?

1. О недостатках обычных GPS-навигаторов с одной программой навигации

Если Вы закоренелый городской житель и с асфальтированной дороги съезжаете только для кратковременной остановки на обочине, то, наверное, да. Но практически на любом автомобиле приходится ездить не только по асфальтированным дорогам больших и малых городов. Иногда нам, жителям мегаполисов, хочется выбраться на природу - отдохнуть у реки или озера, половить рыбу, поохотиться, сходить за грибами. И, конечно же, делать это удобнее на автомобиле, да так, чтобы подобраться на нём к месту отдыха поближе. Программы "Навител Навигатор", "Автоспутник", "СитиГид", "iGO8", которые поставляются в составе обычных GPS/ГЛОНАСС-навигаторов и используют векторные карты, тут нам лишь отчасти помогут - доведут по асфальтовой или грунтовой дороге, лишь до окраины населённого пункта, начала лесного массива или съезда с оживлённой трассы. А вот дальше по векторным картам далеко не уедешь, потому что:

  • лесные массивы, степи, поля, пустыни показаны просто многоугольником определённого цвета, в котором не видно лесных прогалин, полян, опушек, троп;
  • полностью отсутствует понятие рельефа местности: гор, возвышенностей, оврагов, перепадов высот;
  • тропы, дороги с сезенной проходимостью, дороги с условной проходимостью не показываются;
  • топи и болота показываются с весьма примерными очертаниями.

Все эти особенности накладывают очень серьёзные ограничения на возможность использования в полевых условиях программ для векторных карт (таких как "Навител Навигатор", "Автоспутник", "СитиГид" и др.), и имея в автонавигаторе только одну из этих программ (или даже все вместе), дальше ехать придётся либо по бумажной карте, либо туда, куда глаза глядят.

И тут, наверняка, каждый из владельцев GPS-навигаторов задастся вопросом: «Дорога есть, автомобиль едет по ней, так почему же GPS-навигатор не показывает ни этой дороги, ни куда она ведёт, ни окружающих окрестностей? Ведь не для того навигатор покупался, ч.б. по бумажной карте ездить!!! Неужели ничего нельзя поделать? "

Конечно можно! - для этого в автонавигаторе необходимы программы OziExplorerCE и SAS4WinCE , которые и были созданы для решения задач навигации в полевых условиях.

2. Зачем в автонавигаторе программы OziExplorerCE и SAS4WinCE

Главное отличие и преимущество программ OziExplorerCE и SAS4WinCE - возможность использования в автонавигаторе различных растровых карт : оцифрованных топографических карт, спутниковых снимков земли из космоса (на сегодняшний день практически 100% поверхности земли отснято из космоса в разных масштабах, многие участки с детализацией до отдельных деревьев! - и всё это в открытом доступе), оцифрованных исторических карт (дают неограниченный простор для археологов и искателей кладов по возможности точного определения местонахождения древних поселений, кладов, мест сражений, захоронений,...).

Рассмотрим несколько типичных примеров, когда программы OziExplorerCE и SAS4WinCE могут оказаться очень полезны, в то время как такие программы, как "Навител Навигатор", просто бессильны.

Навигатор для загородного отдыха

Позволит найти и отметить уютный пустынный пляж, интересное место для отдыха, ч.б. впоследствии вернуться сюда снова, рассказать о нём друзьям, показать удобный проезд.

С навигатором за грибами, навигатор для походов в лес

Навигатор позволит:

Представьте, Вы отправились на автомобиле по грибы. Въехали в лес, и проехав некоторое время по грунтовой дороге, где-то остановились, взяли корзинку и пошли по лесу в поисках грибных мест - от дерева к дереву, от поляны к поляне. Нашли грибное место - отметьте его на растровой карте в навигаторе - на следующий год Вы без труда сможете опять сюда вернуться! Ну вот и корзинка уже полная, надо бы возвращаться к машине, но где же она, как её найти? Правильно - Вы перед тем как уйти от машины отметили её место на растровой карте и теперь найти её в лесу, даже в тёмное время суток, не составит ни малейшего труда! Да и маршрут передвижения по лесу также можно записать.

Навигатор для рыбалки

  1. Облегчит поиск новых интересных мест, проездов и проходов к ним.
  2. Позволит сохранить координаты удачных или неудачных мест рыбной ловли и вернуться снова спустя некоторое время.
  3. Зачастую на рыбалке случается засиживаться до поздна и возвращаться в полной темноте. Навигатор позволит сохранить на карте трек дороги на рыбалку, по которой Вы ехали в светлое время суток, и без проблем проведёт по этому треку обратно ночью, сведя к минимуму вероятность застрять в грязи в ночном лесу.

Навигатор для охоты

  1. Поможет запомнить координаты стоянки машины, что бы без долгих плутаний вернуться к ней позже.
  2. Позволит отметить места установки приманок, зверинные тропы, норы, берлоги, охотничьи домики.
  3. Облегчит поиск перспективных, с точки зрения охоты, мест.
  4. Сохранит трек (маршрут) передвижений по лесу.

Навигатор для поисковиков, археологов

Возможности современных навигаторов с программой для растровых карт OziExplorerCE, открывают безграничные просторы для деятельности любителей раскопок, поиска захоронений, кладов и т.д. Достаточно упоминуть о возможности одновременного использования древних исторических карт, совместно с современными топографическими, для точного обнаружения мест древних поселений, сражений, захоронений, исторических баталий и природных катаклизмов,...

3. Программы навигации по растровым картам

Итак, если Вам не чужд дух автопутешествий, если Вы, хотя бы изредка, выезжаете на природу - на отдых к реке, озеру, в лес, если Вы заядлый охотник или рыбак, и Вы не желаете ограничиваться отдыхом в тесной толпе городских жителей на замусоренном "пяточке" у ближайшего съезда с автомобильной дороги, значит Вам просто необходимы в навигаторе программы навигации по растровым картам:

- "OziExplorerCE " - всемирно-известная и хорошо зарекомендовавшая себя программа для навигации по растровым топографическим и спутниковым картам.

- "SAS4WinCE " - проект российских разработчиков, хоть и молодой, но активно-растущий и очень перспективный. Программа SAS4WinCE предназначена для навигации по растровым спутниковым картам, с возможностью переключения масштабов спутниковых снимков и векторных слоёв наложения поверх спутниковых снимков.

4. Где же взять навигатор с программами навигации по растровым картам?

  1. Купить автонавигатор с уже предустановленными и настроенными программами OziExplorerCE и SAS4WinCE можно в нашем интернет-магазине сайт . Заказав такой навигатор у нас, вы получите уже готовое к использованию устройство с картой Вашего района, которую мы дарим Вам в подарок (навигатор уже готов к использованию!, Вам не нужно вместо сборов в долгожданное путешествие, "перекапывать" весь интернет в поисках подходящих для Вашего района карт), с удобным прямым доступом из главного меню ко всем установленным программам навигации (для смены запускаемой программы навигации не нужно будет заходить в настройки навигатора и указывать новый путь к запускаемой программе).
  2. Если Вы уже являетесь обладателем навигатора, но в нём ещё нет программ навигации по растровым картам, Вам нужно доустановить в него программы OziExplorerCE и SAS4WinCE и приобрести лицензии , для снятия ограничений демонстрационного режима этих программ.

ВАЖНО! Ваш автомобильный навигатор должен позволять устанавливать и использовать альтернативные навигационные программы !

В заключение: Автонавигатор против Туристического навигатора

Многие "знатоки" навигаторов на предложение сходить в лес с автонавигатором возразят, мол ерунда всё это - ёмкость аккамулятора сравнительно мала, защищённость от влаги и грязи слабая, да и размеры великоваты. Мол, туристический навигатор типа Garmin E-trex Venture HC для этих целей намного лучше подойдёт! Что же, надо признать, в чём-то они будут правы. Главные и несомненные плюсы туристических навигаторов - длительное время автономной работы, защищённость от окружающей среды и компактность.

Но есть у туристических навигаторов и ряд немаловажных недостатков :

  1. Цена. Готовы ли Вы купить сразу два навигатора - отдельный навигатор для автомобиля и отдельный навигатор для походов? К слову сказать, самый простой туристический навигатор Garmin E-trex Venture HC стоит 7990 руб + карты 2990 руб. А вот использовать туристический навигатор для поездок на автомобиле точно нормально не получится: покрытие топографическими картами городов минимально: нет поиска по адресу дома, нет информации о заправках, магазинах; нет входа для питания от автомобильного прикуривателя и экран очень мал.
  2. Карты. Принципиальная невозможность установки в туристический навигатор программы OziExplorerCE и использования общедоступных топографических и спутниковых карт серьёзно ограничивает практическую применимость данного устройства, так как покрытие территории России топографическими картами, встроенными в туристический навигатор, особенно глубинки, далеко от идеала.
  3. Чипсет. Так уж исторически сложилось, что в силу отсутствия между производителями туристических навигаторов серьёзной конкуренции, в отличие от рынка автонавигаторов, навигационный чипсет туристических навигаторов (SiRFftlas-III частота 372 МГц) на два поколения слабее применяемых в автонавигаторах (SiRFftlas-V частота 533 МГц). А развитие навигационных чипсетов как раз и заключалось: 1) в увеличении чувствительности приёмника спутниковых сигналов и 2) возможности использования для определения координат отраженных спутниковых сигналов - оба этих свойства навигатора чрезвычайно востребованы в лесу и горах!
  4. Об ограниченной возможности, точнее невозможности, использования туристического навигатора для просмотра мультимедиа контента, наверное, можно было бы сильно и не распространяться, не каждому туристу это в принципе нужно. Однако, у большинства из нас есть маленькие дети и использование навигатора в дальней дороге для их развлечения с помощью мультфильмов, рисования в графическом редакторе и прослушивания детских песен - не редкость.

Для продления времени автономной работы атонавигатора , которое для разных навигаторов составляет от 1.5 до 3 часов (против ресурса туристических навигаторов в 9...12 часов) от встроенного аккумулятора (ёмкость в пределах 900...2000 мАч) существует ряд известных решений :

  1. отключение подсветки экрана автонавигатора позволяет увеличить ресурс встроенного аккумулятора до 4...5 часов. Причём, функция отключения подсветки экрана является штатной для программ OziExplorerCE и SAS4WinCE, для этого на экране предусмотрена специальная кнопка, позволяющая одним нажатием включить, либо выключить подсветку экрана.
  2. некоторые автонавигаторы позволяют использовать сменные аккумуляторы, например xDevice microMAP-Imola HD -5-A4-DUN-FM-AV , аккумуляторы для этих GPS-навигаторов можно купить дополнительно и, предварительно зарядив их, менять в походных условиях по мере разрядки.
  3. существуют различные устройства (представлены в каталоге нашего магазина), позволяющие увеличить автономный ресурс автонавигатора до тех же 9...12 часов. Самое простое и, вместе с тем, самое универсальное из устройств автономного питания автонавигаторов - "Батарейный отсек для 4 аккумуляторов AA, с USB разъемом и микровыключателем ". Принцип использования "Батарейного отсека" прост: в батарейный отсек устанавливаются 4 заряженных пальчиковых аккумулятора типа АА ёмкостью, например, 2900 мАч, далее "Батарейный отсек" соединяется штатным USB-кабелем с автонавигатором, имеющим встроенную аккумуляторную батарею ёмкостью, например 1600 мАч. Получаем суммарную ёмкость "Батарейного отсека"+аккумулятор автонавигатора 2900+1600=4500 мАч, энергопотребление типового автонавигатора составляет 500 мАч при включенной на полную мощность подсветке, это значит что автономное время работы автонавигатора от такого источника питания составит 4500/500=9 часов с включенной подсветкой. Если же сюда приплюсовать разумное использование подсветки автонавигатора и возможность ношения с собой дополнительных наборов из 4 или 8 аккумуляторов для "Батарейного отсека", то думается что вопрос об ограниченности энергетического ресурса автонавигатора можно снять.

Для защиты автонавигатора от воздействия внешней среды (пыли, грязи, воды) также существует несколько решений:

  1. "Водонепроницаемый герметичный прозрачный чехол для автонавигатора " со специальной клипсой, позволяющей открывать и закрывать чехол лёгким движением руки. Автонавигатор, вместе с источником автономного питания, помещается во внутрь этого чехла и герметично закрывается клипсой, управление автонавигатором производится нажатиями поверх чехла.
  2. Бюджетный вариант герметичного чехла - прозрачная пищевая плёнка (используется в продовольственных магазинах), в которую на время похода заматывается автонавигатор вместе с источником автономного питания. Управление автонавигатором производится поверх плёнки.
  3. Использование ударозащитного чехла для переноски автонавигатора.

Приведённые выше аргументы позволяют сделать, в большинстве случаев, однозначный выбор в пользу покупки автомобильного навигатора, возможности которого существенно расширяются программами OziExplorerCE и SAS4WinCE. Покупка специализированного туристического навигатора не всегда и не для всех оправдана.

Уважаемые автопутешественники, охотники, рыболовы, грибники, мы в данной статье перечислили лишь часть того, чем может помочь навигатор каждому из нас. Если Вы знаете еще какие-либо полезные свойства и способы применения навигатора в походах, путешествиях, отдыхе на природе - просим Вас оставлять свои мнения в комментариях к данной статье. Уверены, Ваш опыт и Ваше мнение будут интересны многим!

Обязательна!

Проблема превращения смартфона в походный GPS навигатор решена. Основной навигатор теперь смартфон, по функционалу и удобству пользования он оставляет далеко позади все существующие специальные походные GPS навигаторы. А по надёжности, чувствительности и времени автономной работы он с ними сравнялся.

Надо сказать, проблему решил не я, а производители смартфонов, аккумуляторов и программного обеспечения. Я только отбирал достойных кандидатов и испытывал их на деле. Секретов строить не буду, с радостью поделюсь подробными рецептами, пользуйтесь и продолжайте эксперименты.

Сначала о программном обеспечении.

Существуют десятки программ, превращающих смартфон в навигатор. Выбор по моим требованиям оставил только одну программу: Locus Map (Locus Карта). Написана она только под Андроид, поэтому и выбор смартфонов значительно сузился. Есть бесплатная слегка обрезанная версия Locus Free, полный вариант Locus PRO стоит 6 долларов единоразово, советую сразу ставить его, т.к при обновлении Free до Pro все настройки придётся делать заново, а их очень много.

Итак, основные преимущества Locus, из-за которых он оказался вне конкуренции:

  1. Наличие качественных бесплатных офлайн векторных карт всего мира на основе OSM (Open Street Maps). Вот вам ссылочка на один из . Тут терабайты регулярно обновляемых карт.
  2. Программа понимает растровые карты, которые несложно изготовить самостоятельно из сканированных бумажных карт. Например, с помощью программы Mapc2Mapc . Любимый Генштаб легко тут приживётся. Вот вам в подарок сделанные мной карта Крыма и Ликийская тропа в Турции. Инструкцию по пользованию программой Mapc2Mapc найдёте чуть ниже.
  3. Удобство записи трека и путевых точек. Можно нарисовать трек вручную, поставить путевые точки где угодно, а не только в текущем местоположении.
  4. Удобно загружать свои треки и точки. И те, и другие можно размещать в неограниченном количестве папок, включать/отключать папками, или по отдельности.
  5. Нет ограничения на количество точек, треков и точек в треках.
  6. Возможность отключить автоблокировку дисплея (отключаться дисплей всё равно будет для экономии энергии) и назначить клавишам громкости функции, например изменения масштаба. На деле это значит, что навигатором можно управлять без нажатий на экран. Актуально и когда экран мокрый, неправильно реагирует на жесты.
  7. Возможно расположение каталогов с картами на SD- карте.
  8. Настраивается абсолютно всё: вид и размер курсора, его положение(по центру или на ¼ экрана), цвет и ширина треков, размер значков точек, варианты отображения названий точек (постоянно, открываются по тапу или при приближении)…
  9. Неограниченно настраиваемые путевые компьютеры: количество данных, расположение, шрифт (величина, прозрачность и цвет) – в любых комбинациях.
  10. Тонкая настройка записи точек трека по времени, расстоянию и точности. Это позволяет записывать только точки реальных перемещений, а не блуждание вокруг да около и выкиды на сотни метров при плохой связи со спутниками.
  11. Настройка использования внутреннего компаса и барометра: глубина фильтрации, границы включения и отключения.
  12. Настройка отключения GPS приёмника для экономии энергии (всегда включен, всегда отключен, включен только когда используется)
  13. Настройка всех кнопок верхней и двух боковых панелей, автоскрытие.
  14. Запуск приложения как службы, что исключает сбои при одновременной работе других приложений (звонки, фото…). У меня например запись трека становится на паузу при звонках, если не включать как службу.
  15. Программа развивается и постоянно улучшается, появляются новые удобные функции, исправляются баги при работе на новых смартфонах и версиях Android.

Правда, списочек более чем? Это я выписал лишь то, что мне интересно. Возможности программы просто запредельные, разработчики стараются создать самое универсальное приложение на основе GPS. Из-за огромного количества настроек, разобраться с ними не просто. Я опишу как сделать самые нужные для похода.

Вот так выглядит окно программы с векторной картой Крыма у меня. Разница от того, что по умолчанию, только в кнопках вверху, сбоку и в маршрутном компьютере.

Настраиваем Locus.

1. Выберите все каталоги по умолчанию — в памяти телефона, не на внешней карте SD. Делается это в настройках-разное. Каталоги для векторных карт locus/mapsVector и растровых locus/maps можно разместить и на внешней SD карте, указав это в настройках программы.

2. Загрузите карту местности, где находитесь, чтобы было с чем работать.

Предварительно векторные карты (в формате.map) скопируйте в locus/mapsVector, а растровые в locus/maps. Если взяли векторную карту по ссылке выше, то к ним идут собственные стили, которые обязательно нужно установить, зайдя на сайт с картами со смартфона https://www.openandromaps.org/en/legend/elevate-mountain-hike-theme . В колонке «Quick install in Android» Жмите Locus. Затем нужно включить темы. Сначала активируете векторную карту. Затем слева внизу тянете закладку. там выбираете «внешние» и там будут «Elevate» и «Elements». Они совершенно одинаковы, но первая по умолчанию заточена под дикую местность, вторая под город. Разница только в проставленных галочках, включающих разные элементы на карте. Тему нужно установить один раз, подходит для всех карт.

Карту можно скачивать сразу в смарт. Карты мультиязычные, язык переключается для каждой карты отдельно, жмите три точки в каталоге с картами справа от названия карты.

Есть большой недостаток у карт с ресурса openandromaps.org . Беда с названиями улиц в населённых пунктах. Их или нет, или отображаются только на паре масштабов. Зато по детализации дикой местности этим картам равных нет.

Бывает, программа видит вновь загруженные карты после перезагрузки смартфона.

3. Теперь некоторые важные настройки. Остальное можно оставить по умолчанию.

Если неохота связываться с долгими разборками , можете просто скопировать мои настройки. Скачайте файл настроек , скопируйте его на телефон в папку Locus/Backup (не распаковывать, прямо как скачался, с расширением.zip), и затем в меню программы выбираете «Дополнительные функции»-Менеджер резервных копий-Восстановление. Обратите внимание, в этих настройках папки с картами настроены в памяти телефона, по умолчанию. Если хотите-измените на внешнюю SD карту. Ещё можете забрать себе мой Маршрутный компьютер. Эта фишка работает только в Pro версии. Скачайте файл компьютера , скопируйте в папку Locus/data/dashboard. Затем выберите его (называется kravchik1) долгим тапом по иконке компьютера (с глазом, наверху вторая справа).

Если всё же охота разобраться самостоятельно (в связи с постоянным обновлением приложения настройки могут быть в других разделах и переименовываться):

Редактируем кнопки верхней и правой боковой панели.

Вход в редактор – долгий тап по любому элементу панели-настройка панели. Ставим количество кнопок на верхней панели 5, правой панели 2 и меняем элементы (удаляем ненужные и добавляем новые функции): GPS, Данные, Карты, Запись трека, Маршрутный компьютер, Новая точка, Новый маршрут. Перемещение элементов нажатием на иконку. «GPS» — это иконка видимости спутников. Жёлтая-сигнала нет, зелёная-сигнал есть. «Данные» это каталоги ваших треков и точек. «Карты»-вход в каталог с картами. «Запись трека» открывает дополнительную панель записи трека(её можно отрегулировать, советую расположить внизу). » Маршрутный компьютер» включает/отключает выбранный компьютер, а долгим тапом выбираете компьютер. Нарисовать какой угодно можно через настройки/дополнительные функции/редактор маршрутного. Мне ни один готовый не понравился-слишком большие символы, закрывают пол экрана. Я сделал простые маленькие чёрные цифры вверху карты, слева. Там показывается скорость, высота, пройденное расстояние.»Новая точка» записывает центр экрана как новую точку, спрашивает имя и папку назначения. «Новый маршрут» позволяет нарисовать маршрут вручную. Я пользуюсь этой функцией в качестве измерителя расстояния.

Пять первых кнопок будут на верхней панели, остальные на боковой.

Шестой, самый левый элемент верхней панели меняется по другому: просто клик, и выбор из нескольких вариантов. Советую тут выбрать GPS. Будет показывать точность и количество видимых спутников. Если высвечивается точность скажем 50м, то навигатор может вас надурить и на 300м, принимать такие показания всерьёз не стоит.

Управление/Экран:

  • «Блокировка автоповорота» — отмечаем «все экраны» и «портретный режим» (это отключит автоповорот дисплея)
  • «Отключение блокировки экрана» -ставим галочку «Отключение всех блокировок» (экран всё равно будет отключаться при неиспользовании, но его не нужно будет разблокировать жестами)

Управление/экран карты

  • аппаратные кнопки: управление масштабом

Управление/панели и кнопки

  • кнопки левой панели — переключатель стиля карты -поставить галочку. Это переключение тех самых тем. Для разных целей разные темы
  • автоскрытие верхней, нижней и панели функций лучше не включать, они не мешают, если экран более 4.5 дюймов

Запись треков:

  • профиль пешеход: 20м/10с/35м
  • вид панели записи трека-нижняя панель

GPS и датчики:

  • запуск при старте приложения-всегда
  • отключение при неактивном – советую снять галку.
  • компас-автопереключение, 2км/ч
  • использовать истинный путевой угол: да

Разное:

  • подтверждение выхода: да
  • Locus как служба: да

Точки и треки:

  • стиль линии трека: цвет советую выбрать фиолетовый, чтобы не сливался ни с какими обозначениями на карте, ширина трека: 4px

Инструкция по конвертации растровых карт в формат Локуса.sqlitedb с помощью программы Mapc2Mapc.

Скачиваем программу Mapc2Mapc , устанавливаем. В бесплатной версии функциональность та же, но карта будет загажена красными крестиками. Если вам это критично, лицензия стоит единоразово 20 долл. Или ищите ломаную версию. Я видел только старые версии, в них много багов и функциональность хуже.

В программе есть возможность привязать карту: File/load image for calibration. Но я с этой возможностью не разбирался и привязываю карты в oziexplorer. Как делается привязка-тема отдельная, читайте профильные сайты и форумы.

Открываем нужную карту: File/Load calibrated map. Бывает, программа затрудняется выбрать проекцию. Например, для Pulkovo1942 (наш любимый генштаб) нужно выбрать из списка, это Россия, Грузия или Азия.

Затем File/Write map for mobile device, выбираем из списка Locus/Rmaps/Galileo .sqlitedb. Zoom и все галочки можно не трогать, оставить по умолчанию. Жмём ОК. Теперь внимание! Откроется страница, где карта разделена на квадраты и можно отключить любые. Если нажимаете тут ОК, то количество квадратов увеличивается в 4 раза, чтобы можно было выбрать более точно. Если вам не нужно выкидывать отдельные куски карты (или вы уже выкинули), ставите галку «No more selections» и жмёте ОК. Начнётся конвертация. В зависимости от размеров карты и производительности компьютера, может занять немало времени, вплоть до нескольких часов. Сконвертированную карту ищите рядом с исходной.

Про смартфоны и повышение их надёжности.

Раз выбран Locus, то автоматически отпали Iphone и прочие, остался только Android. Хорошо бы использовать специальный защищённый смартфон. Они не только защищены от повреждений и воды, но и могут нормально работать при морозе до -20. Правда, они такие здоровенные, в повседневной жизни таскать неохота. И если у вас нет средств покупать для похода отдельный аппарат, можно обойтись обычным смартфоном с водозащитой. Супер защита от удара ни к чему. Нужно одеть смарт в силикон, наклеить защитное стекло и привязать аппарат шнурком к рюкзаку или ремню. Шнурок обычный, длиной 35-40 см, чтобы телефон до земли не долетел, а к уху не мешал приложить. Если в телефоне нет ушка для шнурка, можно прицепить за силиконовый чехол.

Вот так я ношу свой в кармане рюкзака.

Опыт показал, что минимальные требования такие: 4-х ядерный процессор 1,2 Ггц, 2 Гб ОЗУ, экран 4.5″. Жизненно необходимо, чтобы экран нормально управлялся под дождём, то есть когда на нём капли воды и пальцы мокрые. Например, у Samsung S7-S10 такие экраны. Я сейчас использую S7 edge и очень доволен.

Автономность работы смартфона.

Обычные аппараты выдерживают 1,5 походных дня при таких условиях: постоянная запись трека, умеренное пользование экраном, постоянно на связи, минут 10 звонков, 5 Мб интернета (почта, прогноз погоды). Если выключать связь, то хватает на 2 дня. Не густо. Съёмные аккумуляторы ушли в прошлое, теперь один вариант-заряжать. Вариант зарядки от солнечной батареи для активного похода не подходит. Укреплять её на рюкзаке неудобно и неэффективно. Нормально можно пользоваться солнечной зарядкой только на отдыхе.

Поэтому выход один: зарядка от повербанка на литий-ионных аккумуляторах. Их я опробовал уже с десяток, разных конструкций. Выбирать нужно по оптимальному сочетанию главных параметров: ёмкость, вес, цена, надёжность и удобство. С весом и ценой всё просто и наглядно. А вот с самым главным — ёмкостью, производители мутят. Первое: абсолютно все указывают ёмкость внутреннего аккумулятора для напряжения 3.7V. А ведь выходит из повербанка 5V. Второе: никто не указывает КПД преобразователя из 3.7 в 5V. А он бывает от 70 до 88%. Типичный показатель 80%. Вот и получается, что написано 10000mAh, а реально 5400-6400mAh. Такой повербанк зарядит аккумулятор смартфона на 3600mAh от 5 до 100% 1,5 раза.

Ещё производители мутят с током заряда и разряда. Понятное дело, в меньшую сторону. Чем больше ток заряда, тем быстрее заряжается повербанк. А чем больше ток выдаваемый (на разряд), тем быстрее зарядится телефон. Берите повербанки с возможностью быстрой зарядки, это очень важно, когда в походе выдаётся короткая возможность подключиться к розетке.

С точки зрения надёжности и удобства я считаю оптимальным использовать повербанки с «написанной» ёмкостью в районе 10000mAh. Один большой конечно выгоднее по цене и весу. Но повербанки часто теряются, забываются и ломаются. Поэтому надёжнее взять несколько штук более мелких.

Солнечная батарея на повербанке — бесполезный вес. Чтобы она его зарядила, необходимо 2 недели времени!

Встроенный фонарик опасная штука, потому-что любит случайно включаться и тратит заряд понапрасну.

Ёмкость повербанков измеряю USB-тестером. И даже лучше не ёмкость сравнивать, а Ватт часы. Тогда уходим от необходимости учитывать напряжение, которое в процессе измерения меняется и получается неверный результат.

Вот несколько вариантов испытанных вариантов для сравнения, чтобы стало понятно, насколько они разные.

Globex 11500mAh: вес 240 гр (корпус пластик), реальная ёмкость 6000mah/30Втч. Заряжается током 1А, выдаёт до 1.5А. Время полного заряда 10 часов.

Drobak power roverII 10000mAh: вес 280 гр (корпус сталь), реальная ёмкость 5400mAh/27Втч. Заряжается и выдаёт 0,85А. Время полного заряда 12 часов.

Xiaomi 10000mAh: вес 210гр (корпус алюминий), реальная ёмкость 6400mAh/32Втч. Заряжается 2.2А, выдаёт 1,8А. Время полного заряда 5.5 часов.

Xiaomi 2 10000mAh (с быстрой зарядкой): вес 222гр (корпус алюминий), реальная ёмкость 6520mAh/32,6Втч. Заряжается 2.2А/5V, 1.5A/9-12V, выдаёт 2А/5V, 1,5A/9-12V. Время полного заряда 3-5.5 часов.

Если учесть, что Xiaomi ещё и не дорогие, то они выигрывают по всем показателям! Вот фото героя:

Одно НО: рынок наводнён подделками жуткого качества. Оригинальную вещь ищите в проверенных магазинах с хорошей репутацией, и ни в коем случае не смотрите на одностраничных сайтах со скидкой в много %. К слову, ничего не покупайте на таких сайтах! Реальная цена на 10000 15-20 долл.

Остальные испытанные повербанки были разборные, на стандартных аккумуляторах размера 18650. Вот лучший из них, ТОМО:

Зарядка отдельно весит 108 гр, каждый аккумулятор весит 46 гр. Всё вместе весит 292 гр. Заряжается и выдаёт по 1.8А. По деньгам чуток дороже предыдущих. В ТОМО 4 независимых канала заряд/разряд, для каждого аккумулятора свой. Есть индикатор заряда отдельно на каждый аккумулятор. И даже показывает силу тока отдачи. Не обязательно вставлять все 4 аккумулятора, будет и от одного работать. Конечно, ключевое здесь — качество аккумуляторов. А их я взял самые хорошие – промышленные Panasonic NCR 18650B с реальной ёмкостью 3300-3400мАч. Это ёмкость при разряде, измерял специальным зарядным устройством. То есть суммарно получилось 13400mAh. При разряде из ТОМО выходит 7200мАч. Очевидно, КПД преобразователя всего 72%. Очень плохо. Ещё важный нюанс: в выключенном состоянии ток разряда 0,34 mA на каждый аккумулятор. Это значит, за неделю уйдёт в никуда 8% заряда. Так что нужно вынимать аккумуляторы, если временно валяется без дела.

Также, испытывал подобные зарядки, но с одним каналом заряда/разряда, с параллельным подключением аккумуляторов. Результаты похожи на ТОМО, но исполнение плохое, качество низкое. В походе я не рискнул надеяться на такие, подведут в любой момент. Один плюс — в выключенном состоянии разряда нет вовсе.

В чём преимущество зарядок на аккумуляторах 18650: зарядку можно взять одну, на 2-4 аккумулятора, а самих батареек взять сколько нужно! Да хоть 10. Так будет и дешевле, и легче.

Главный Недостаток обнаружился в первом же походе. Часто плохой контакт с аккумуляторами. Приходится их протирать, вращать. Вы думаете, зарядка идёт, а её нет на самом деле или слабая. Такой серьёзный недостаток нивелирует преимущества в цене и весе. К тому же, КПД у них всех низкий. Так что советую неразборные повербанки .

Ещё одно применение повербанков — зарядка аккумулятров для фотоаппаратов и видеокамер. Если их зарядка работает только от 220В, не беда: на aliexpress вы найдёте зарядки от USB 5V для всех видов аккумуляторов.

Обратите внимание: за месяц литий-ионные аккумуляторы саморазряжаются на 10%. Поэтому перед походом обязательно их подзаряжайте.

И снова холодный осенний дождь ровно и монотонно шуршит по скатам шалашей. Ни конца ему нет, ни края. Вокруг насквозь мокрая, совершенно чуждая человеческому существу ночь и неласковый, молчаливый, бесконечный лес, но нам почему-то уютно и спокойно.

Главное сделано: мы успели до полной темноты построить укрытие - возвести два односкатных шалаша напротив друг друга с перекинутым между ними легким навесом. Под ним со-орудили нодью. Дождь практически не заливал с трудом разведенный огонь, хотя отдельные капли все же просачивались сквозь плотный каркас и лапник навеса, но бессильно шипели, умирая в пламени.
Итак, мы переоделись в сухое, развесили мокрую одежду на просушку и занялись приготовлением ужина. Об этих двух важнейших элементах выживания в мокром и холодном осеннем лесу - о сменной одежде и рационе питания - мы, если будет возможность, поговорим позже, а пока уляжемся на развернутые коврики, которые сейчас теплее и мягче любой перины, и поведем дружескую беседу под звуки дождя и костра.
У нас есть время расслабиться и подумать, как мы докатились до жизни такой. Шутка шуткой, но мы заблудились, а это может стать одной из основных причин неплановой мокрой ночевки в охотничьем рейде.

В пасмурную, дождливую погоду заблудиться можно в любом равнинном ландшафте, не имеющем очевидных ориентиров: в степи, в камышах и тростнике, в речных и озерных протоках, а уж заплутать в лесу, в тайге, как говорится, сам Бог велел. Правда, в современном мире, наполненном всевозможными техническими достижениями, попасть в такую ситуацию возможно разве что по причине собственного легкомыслия и неподготовленности. Или по невнимательности, что с нами не раз и случалось.
Мы уже говорили о том, что дальний охотничий рейд без топорика в рюкзаке - это несерьезно. Так вот, еще одно упущение при подготовке к походу - отсутствие карты, компаса и навигатора, именно этих трех предметов в их совокупности. Давайте по порядку.
Самое банальное знание карты местности - важная предосторожность, помогающая при любых обстоятельствах минимизировать риск заблудиться надолго и всерьез. Совершеннейшее легкомыслие - уходить в рейд, не изучив карту-километровку, а еще лучше - военную пятисотметровку. Ну, во-первых, это просто интересно знать, куда вы идете и где что находится: речки, ручьи и болота, урочища и лесные массивы, поляны и вырубки, населенные пункты и дороги, да и в конце концов границы тех угодий, в которые у вас есть путевка или лицензия. Изучение топографии местности вообще увлекательнейшее занятие.
А во-вторых… Предположим, вы поняли, что заплутали, и смогли определить стороны света. А дальше что? Допустим, вы знаете, что вам надо на восток, но что там, прямо по линии следования? Может, топь? Или река с неизвестными бродами? Обычная карта - старая добрая километровка - позволяет охватить взглядом сразу все подробности ландшафта на огромной площади и моментально наметить путь на километры вперед. Поэтому карта должна быть не просто в зрительной памяти, но и в кармане. Кстати, очень полезно перед выходом в незнакомые угодья еще и спутниковую карту изучить в максимальном разрешении (если, конечно, удастся такую найти).
Однажды осенью 2013 года на закате солнца я, не зная деталей местности и не имея (по халатности) распечаток спутниковой карты, вышел из тайги почти к самой охотничьей базе и… уперся в колоссальнейший вывал леса. Ничего более грандиозного я раньше не видел. Знал, где база, слышал ее, видел по навигатору, что до нее триста с чем-то метров, но не мог пройти. Вывал был такой дремучий, плотный и обширный, что я совершенно выбился из сил и уже готовился искать под стволами местечко для ночевки, чтобы отдохнуть и восстановиться. Но меня вдруг накрыла сильнейшая злость на самого себя, и на этой злости я полез поверх завала, рискуя сломать и ноги, и шею, и вышел-таки к базе.
А потом, уже дома, открыл спутниковую карту в Яндексе и - пожалуйста, вот он, тот самый грандиозный завал. Эх, кабы раньше посмотреть!

Компас - вещь абсолютно безотказная в походе, служившая нам всем верой и правдой задолго до появления навигаторов, но ведь в лесу, где нет возможности взять предельно четкий азимут по какому-нибудь очевидному ориентиру, с компасом можно идти только «по направлению».
Не далее как пару лет назад на уже известном нам участке местности мой друг выходил к автомобилю из болотистой, невероятно дремучей и путаной поймы маленькой речушки. По компасу. Причем знал, что обязательно придет к заброшенной грунтовой дороге, протянувшейся почти параллельно пойме. Вот только не учел, что на дороге есть несколько развилок, похожих друг на друга, как близнецы.
К дороге он выбрался, но, даже видя выглянувшее к тому времени солнце и держа в руках компас, не смог понять, где очутился: справа или слева от автомобиля. Оказалось, вышел он вообще далеко - даже рация не брала. Теперь представьте себя на его месте: под ногами дорога, но куда по ней идти? Разумеется, мой друг знал, что если пойдет вправо, то, даже не найдя машину, к ночи выйдет к кордону, но это же не вариант!
В общем, очень долго ожидая друга у машины, я услышал только третий его выстрел и дал ответный сигнал. Он потом объяснял, что пытался сориентироваться по следам на дороге: если есть след протектора машины, значит, мы тут проезжали и идти нужно влево. Но лесная, малоезженая, поросшая плотной короткой травкой колея никакой информации на сей счет не сохранила.
Это я к тому, что выйти в лесу на нужную точку по одному только компасу, не зная местности и не видя карты, почти невозможно. Разве что кружить не будешь.
Навигатор… Ходить без него по лесу надо уметь обязательно, но не пользоваться им в лесу сегодня, когда XXI век на дворе, уже невозможно. Только ни в коем случае не забывайте, что навигатор не панацея и очень даже может подвести, хоть и крайне редко, но, как говорится, метко. Приведу два примера.

Мой друг, толковый и опытный охотник-лесовик, без навигатора не ходит. Но однажды он допустил небрежность в обращении с этим приборчиком - выставил слишком мелкий масштаб - и на несколько часов закрутился на небольшом участке леса. Проблема было в том, что курсор на таком масштабе почти не двигался и закрывал собою трек, который сам же рисовал. Друг шел час, второй в нужном направлении… Что за ерунда?! Давно на развилку дорог должен был выйти, а лес все тот же. Увеличил масштаб - мать честная! Трек такой, как будто паук паутину наплел - круг на круге! Это та самая невнимательность, о которой я в самом начале упомянул.
У меня же навигатор однажды просто глюканул. Прибор вдруг совершенно непостижимым образом перепутал север с югом и повел меня прямиком в болота, а не на дорогу. Может, и не в гаджете было дело, а какой-то сбой произошел в невероятно тонкой системе наземных станций и спутников. Но как бы там ни было, а я пошлепал, как зомби, по данному мне умной машинкой целеуказанию, и, если б не напарник, только бы меня и видели. В отличие от меня, он местность знал и спустя какое-то время удивился, что она понижается: мощный коренной лес постепенно сменялся хилым, низинно-болотным. Напарник спохватился, достал из кармана компас… и много чего интересного я о себе узнал. А заодно и о GPS.
Если с вами случились все беды, которые только могли случиться (не видно солнца, размокла карта, потерян компас, «умер» навигатор), ориентируйтесь по ветру. Осенью ветры у нас, как правило, северные (ощутимо холодные) или северо-западные (помягче, более влажные). Если присмотреться, то видно направление движения даже сплошной и ровной облачности. Вот по направлению ее движения и ориентируйтесь.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Смотреть что такое Смотреть что такое "веб-клиент" в других словарях Установка веб-сервера IIS Настройка разными способами Настройка разными способами Рамблер почта (вход, настройка, работа с входящими) и ее место среди других сервисов бесплатных электронных ящиков Рамблер почта (вход, настройка, работа с входящими) и ее место среди других сервисов бесплатных электронных ящиков